Венера онлайн кинотеатр
Венера
онлайн кинотеатр
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Суббота, 11.05.2024, 00:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS






Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Каталог статей [290]
...
Жанры
*Сериалы

*Боевики

*Комедии

*Драма

*Ужасы

*Мелодрамы

*Приключения

*Исторические

*Фантастика

*Криминал

*Мультфильмы

*Новости сайта

*Каталог статей
...
Кровинушка
Форма входа
Block title
Главная » Статьи » Каталог статей

Детское благополучие: при каких условиях оно возможно?

Детское благополучие: при каких условиях оно возможно?

Сегодня, на пороге нового века и нового тысячелетия, проблемы, связанные со школой, с воспитанием детей, приобретают особую остроту, тем более в условиях кризиса. Возникает масса вопросов: по какому пути пойдет развитие школы, кто будет доминировать в этом процессе, каково соотношение общественной и частной инициатив, получит ли население поддержку со стороны государства или будет само оплачивать свои потребности в получении образования? и т.д.

Для современного общественного сознания характерно убеждение, что за все образовательные услуги необходимо платить. Зачастую люди удивляются тому, что образование в государственных учреждениях образования, например в Самарском государственном университете, предоставляется бесплатно, оно финансируется из средств бюджета. Подобное «открытие» буквально шокирует людей. Ответственное общество (перед согражданами, современниками, потомками) всегда уделяло внимание развитию образования. Эта закономерность проявляется повсеместно. Если сравнивать уровень благосостояния Западной Европы, имеющей мощный экономический потенциал, и уровень развития образования, то можно сделать вывод о том, что социально-экономическое благосостояние обеспечивается в том числе и посредством развития образования. В конце 1997 года страны Европейского Союза проводили семинар по проблеме перспектив перехода к всеобщему высшему образованию. По расчетам аналитиков, подобное будет возможно осуществить в течение двадцати лет. Другой пример - Африка с ее богатыми природными ресурсами, низким жизненным уровнем населения и неразвитым образованием. Неразвитая экономика не нуждается в развитой системе образования и образованном населении.

Осознание общественной значимости образования, формирование понятия о необходимости общественных затрат на эти цели происходило постепенно, для этого потребовались века. Хотя в истории эпоху Просвещения соотносят с XVIII веком, подлинным веком просвещения стал XX, когда были реализованы принципы всеобщего общедоступного обязательного образования. Это характерно и для нашей страны, а также большинства стран Европы, Северной Америки.

В 1802 г. в России было учреждено Министерство народного просвещения, созданы учебные округа. В 1859 г. образовали Самарскую губернию, включающую 7 уездов. В каждом было по одному народному училищу. Министерство, учебные округа как административные единицы управления отраслью за более чем полувековую историю своей деятельности (на тот момент) не обеспечили развития просвещения. 7 учебных заведений на полтора милл на территории губернии, были недостаточны для просвещения населения.

Бурный рост числа учреждений образования, народных училищ в России в целом, и в Самарской губернии в частности, начался только в 70-е годы XIX в. Дело просвещения перешло в ведение местных органов власти -земств. Земские деятели, находившиеся наиболее близко к проблемам и потребностям населения, постепенно осознававшие, что поднять благосостояние людей невозможно без развития образования, стали вкладывать средства в эту отрасль.

Пару лет тому назад средства массовой информации сообщали (с радостью? азартом? восторгом? сожалением?) о том, что в наших школах приходит конец последнему завоеванию социализма - бесплатной выдаче учебников школьникам. Если быть объективным, то следует отметить тот факт, что впервые в отечественной истории бесплатная раздача учебников стала практиковаться в земских и церковно-приходских школах. Более того, каждый ребенок получал комплект школьных принадлежностей, необходимых ему для занятий: тетради, ручки, карандаши, краски, чернила и т. п. В 80-90-х годах прошлого века этой привилегией пользовались только дети из малоимущих, бедных семей, спустя четверть века, в первое десятилетие XX века, подобное правило распространялось уже на всех учащихся. Развитие образования обеспечивается только в том случае, если создаются демократические условия для доступа каждого ребенка к его получению.

Процесс индустриализации изменил пропорции между частным семейным и общественным воспитанием. Общественное воспитание занимает постепенно все больше места. В связи с этим начинают возникать проблемы, источник которых заключается в противоречии между индивидуальным характером воспитания и массовой формой его организации. Наиболее адекватными условиями для нормального роста, развития и воспитания ребенка является индивидуальный уход, индивидуальные отношения ребенка и родителей. Семья является той благоприятной средой, которая обеспечивает наиболее благоприятные условия для жизни ребенка. Но все дело в том, что родители значительную часть активного времени проводят вне дома, поэтому возможности для их общения с ребенком, присмотром за ним резко ограничиваются. В 80-90-х годах прошлого века, когда в Самарском крае начало развиваться рыночное земледелие, сюда ежегодно приезжало большое количество сезонных рабочих со своими семьями, а значит, и с детьми. Так как родители работали от зари до зари, то дети оставались без присмотра со стороны старших, поэтому отмечались случаи гибели несовершеннолетних - от неосторожного обращения с огнем, тонули в водоемах и т.д. Тогда земства, озабоченные тем, как организовать присмотр за детьми, пришли к мнению о необходимости открытия в летнюю пору яслей-приютов для детей сезонных рабочих. У местных жителей подобных проблем, как правило, не было, и за детьми присматривали самые старшие родственники - бабушки, дедушки.

Общественные воспитательные учреждения создавались для оказания помощи семье в воспитании детей как дополнение к семейному воспитанию. Поэтому все воспитательные проблемы они решить не могли да и не были обязаны. Но постепенно произошло перераспределение ролей между семьей и общественными учреждениями. Двадцать лет назад одним из лозунгов, под которым работали наши школы, был «Школа - центр воспитательной работы с детьми». Он воспринимался буквально: ответственность за воспитание детей лежит на школе. Многие родители понимали свою роль в качестве добытчиков семейного благополучия - одеть, обуть и накормить ребенка. А воспитанием пускай занимается школа, педагоги, которые для этого и учились, тем более, что именно за это им платят деньги. Подобные потребительские настроения были достаточно распространенными. Но иначе и не могло быть, так как родители обязаны были проводить большую часть времени вне дома, зарабатывать на жизнь для своей семьи.

И хотя сейчас мы живем в иное время, в совершенно других исторических условиях, мало что изменилось в традициях семейного воспитания. Если десять лет назад родители утверждали, что не имеют возможности уделять своим детям сколько-нибудь времени, т.к. им приходилось часами стоять в очередях, чтобы их же и накормить, то с исчезновением очередей взрослые не стали больше времени проводить со своими чадами - появилась проблема обеспечить мало-мальски приемлемый уровень жизни для своей семьи. Поэтому многие с одной работы спешат на другую вместо того, чтобы ощутить радость общения с собственными детьми.

Что же делать? Как быть? Мне представляется, что наиболее рациональное решение проблемы можно найти на основе анализа отечественного исторического опыта, практики создания и деятельности социально-педагогических учреждений в конце прошлого - начале нынешнего века, не отрицая при этом достижений советской истории, а также подходов к решению подобного рода проблем, используемых в других странах.

Проблем воспитания на основе образовательных мер решить нельзя. Необходимо формировать взаимосвязанную систему учреждений, которая бы в целом несла ответственность за благополучие детей и решала бы возникающие в связи с этим проблемы. Подобного рода деятельность можно назвать социально-педагогической. Она основана на принципе взаимосвязи всех учреждений социальной сферы, имеющих отношение к проблемам детства и семьи, что позволит решать проблемы комплексно. Другой принцип оказание помощи и содействия в воспитании детей должно строиться на демократических началах.

В начале эпохи перестройки и гласности - так называемый период революционного романтизма - многие люди полагали: создание более благополучного, изобильного общества произойдет легко и просто. Но еще мудрый Сенека подметил: кораблю, который не знает, в какую гавань плыть, нет попутного ветра. На главные вопросы перестройки нашего общества ответов так и не было дано: "Какое общество собираются строить? Во имя каких целей? Какие будут созданы условия для жизни граждан?"

В условиях экономических преобразований наиболее оптимальным является подход, получивший научное обоснование и практическое подтверждение - создание экономической модели, направленной на развитие общественного благосостояния, создание общества благополучия. Идея общественного благополучия является ключевой при разработке социальных программ, в том числе и в области образования и воспитания, которые применяются в большинстве западноевропейских стран.

Идея общественного благополучия основана на положении о том, что в кризисные периоды государство берет на себя заботу решения социальных проблем населения, оказывает ему всяческую поддержку. В числе основных адресатов, получающих социальную помощь, находятся дети и семьи с несовершеннолетними детьми. Основной принцип социальной политики - универсальность, она распространяется на все население. Сеть социальных программ и услуг охватывает всех граждан без исключения. В этом случае оказание адресной социальной помощи наиболее эффективно. В противоположном случае, когда социальные программы нацелены, в первую очередь, на поддержку отдельных категорий граждан, повышается вероятность того, что количество неблагополучных людей будет постоянно увеличиваться. Социальная помощь не предупреждает неблагополучие, она предоставляется тогда, когда проблемы людей получили свое развитие, а значит, разрешение их потребует значительных затрат, сил, времени. В этом случае социальная политика не в состоянии предупреждать социальные дисфункции.

Мерам социальной поддержки детей и семьям с детьми отводится особое место, для того чтобы создать нормальные условия для роста и развития ребенка.

В 1994 г. Самарский государственный университет приступил к разработке программы подготовки социальных педагогов. Обучение их осуществляется по заочной форме на психологическом факультете. Его цель - подготовить специалистов, способных работать в различных учебно-воспитательных, социальных учреждениях, имеющих дело с детьми и семьями. Прежде всего, фокус направлен на решение проблем детей и семей, переживающих кризисы. В долгосрочном плане социально-педагогическая деятельность должна предупреждать неблагополучие детей и семьи. Для эффективного решения этой задачи необходимо разработать целевые программы по изучению положения детей и семей, анализу ситуации. В этом случае возможно применение профилактических мер, направленных на недопущение развития проблем, неблагополучия детей и семей.

Подготовка специалистов включает в себя изучение комплекса дисциплин, связанных с освоением знаний и навыков в области педагогики и психологии для того, чтобы решать подобного рода проблемы. Без квалифицированных специалистов подобного профиля развитие социально-педагогической деятельности учреждений образования, социальной поддержки семьи, которые существуют в настоящее время в нашем регионе, не будет эффективна.

Существует целый ряд условий, которые обеспечивают эффективность работы подобного рода учреждений в решении проблем ребенка и семьи. Например, необходима законодательная поддержка социально-педагогической деятельности, закрепление особого статуса ребенка, как этого требует Конвенция ООН о защите прав ребенка, которая позволит применять первоочередные меры поддержки несовершеннолетних.

Целенаправленная деятельность по профилактике, предупреждению неблагополучия детей и решению назревших проблем обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок нормально развивался и рос, воспитывался в благоприятных условиях. Подобного рода деятельность обеспечивается системой социальных учреждений - образования общего и дополнительного, культуры и досуга, здравоохранения и социальной помощи и др., которые в той или иной мере решают подобного рода проблемы, оказывают помощь семье в воспитании детей.

На сегодняшний день для этого в Самарском регионе сделано немало, но социально-педагогическая деятельность требует большего внимания и заботы со стороны не только педагогов, общественных учреждений, органов власти - местных и федеральных, но и всего общества в целом.

Р.Н.Горячева

Категория: Каталог статей | Добавил: ALEKS (11.08.2012)
Просмотров: 938 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Block title
Боевик
Побег 2 с
...
Зло
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Яндекс.Метрика
Block title
Марина роща
Не равный брак
//nikolai1950.ucoz.ru/ © 2024 |
Данные материалы предоставлены нашим сайтом исключительно для домашнего просмотра в ознакомительно-информационных целях. Администрация сайта не несет ответственности за их содержимое.